FB VK OK Link FB VK OK Link
Посмотрев работы участников, какие тенденции для себя отметили, на что обратили внимание?
Хочу отметить, что конкурсная программа короткометражного кино в этом году была очень сильной — за это отдельная большая благодарность людям, которые отбирают фильмы для фестиваля. Каждая картина, которую я увидела, была действительно уникальной. Всего были представлены работы из 11 стран. Возможность посмотреть кино, созданное авторами разных культур и взглядов, очень ценна.
FB VK OK Link
Если говорить о тенденциях, то я отметила для себя, что практически во всех фильмах присутствовала тема детства и взросления. Фильм «Июль 96-го» (July 96, Бельгия, реж. Мишель Жакоб), например, — это эмоциональная и реалистичная история взросления. Фильм «Последняя фотография отца» (The Last Image of Father, Сербия, реж. Стефан Джорджевич) затрагивает тему потери, это очень точное, трагическое и глубокое кино. Или, например, автор фильма «Руки» (Hands, Россия, США, реж. Катя Скакун), который поднимает важную социальную и очень болезненную тему насилия в семье, причём дети в этой картине также становятся свидетелями всего происходящего. Вопрос взаимоотношений с детьми, их реакции на разные жизненные ситуации стоит практически в каждой работе.
Вы сами выступали продюсером и со-режиссером короткометражных фильмов и пару лет назад даже представляли один из них на ММКФ. Расскажите об этом опыте. Насколько важным было признание вашего проекта коллегами-кинематографистами?
Буду с вами честной: для меня это было важно! В роли руководителя медийной компании с сильным направлением кинодистрибуции, которое более 10 лет удерживало лидерские позиции на кинорынке, я много работала с продюсерами. Часто – с самых ранних этапов создания фильма, когда мы вместе смотрели на сценарий, заранее определяли возможности продвижения и позиционирование картины. Эта сторона была мне хорошо известна.
FB VK OK Link
Но для меня всегда очень важно разобраться в деталях, понять как все устроено, изучить вопрос со всех сторон изнутри. Я считаю, что это один из важнейших факторов успеха в работе и ожидании планируемого результата. Меня всегда привлекала работа режиссёра, он, своего рода, генеральный директор, который является и вдохновителем, и организатором всего процесса создания картины. Мне всегда было интересно понять: как ты чувствуешь себя, когда смотришь на экран, сидя за монитором на площадке, и видишь, как твоя идея воплощается в жизнь прямо у тебя на глазах? Всё это меня вдохновляло и увлекало, поэтому несколько лет назад я приняла решение пойти учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссёров.
Наш фильм «Материя», который был представлен на ММКФ в 2018 году, родился как раз как курсовая работа с моим сокурсником Юрием Зайцевым. Сначала мы вместе работали над сценарием. Это был долгий процесс, мы буквально выверяли каждое слово. Затем началась работа над визуальной составляющей: мы много обсуждали, как это могло бы выглядеть, делали муд-борды, думали, кто из актеров мог бы наилучшим образом воплотить на экране то, что мы придумали. По моему мнению, у нас получился интересный и глубокий актерский дуэт Максима Матвеева и Евгения Коряковского. У нас была сильная команда, художественным директором был Тимофеем Рябушинским, который ставил спектакли в театре им. Пушкина, Современнике и многих других московских театрах, и оператором Тимом Лобовым, у которого богатый опыт работы над разными авторскими проектами. С такой командой было очень вдохновляюще работать: шаг за шагом вместе решать, как и что было бы правильно выразить в кадре, готовиться к съёмкам, обсуждать декорации, костюмы. Я с огромным теплом вспоминаю наши съёмочные дни. Это моменты, которые всегда будут со мной. Снимать кино – это фантастическая привилегия, удовольствие и счастье.
FB VK OK Link
По какую сторону баррикад чувствовали себя более комфортно: в кресле члена жюри или же в списке участников? Почему?
С моей точки зрения нельзя назвать комфортным ни то, ни другое, в каждой роли есть много эмоций. В том, чтобы быть среди участников много волнения, нервов и ожидания. А будучи в команде жюри я, конечно, переживала, чтобы мы сделали наилучший выбор.
Работать над коротким метром, на ваш взгляд, сложнее, нежели над полнометражными картинами? В чем основные нюансы и сложности?
Я бы не хотела использовать категории сложнее и проще. Везде есть свои нюансы и особенности. В чем-то короткий метр лаконичнее, так как историю надо рассказать быстро. С другой стороны, короткий метр – более открытый жанр, и, в принципе, в нем нет форматных ограничений, это может быть любое высказывание автора. Именно за это я и люблю короткий метр: ты, как автор, можешь выразить в нём всё, что хочешь, использовать любые художественные возможности. По моему мнению, если говорить о полнометражном фильме, у зрителя могут быть ожидания с точки зрения жанра. Хотя, конечно, мы сейчас говорим не об авторском кино, а именно о кассовых картинах. Их создатели всё же должны ориентироваться на определённые жанровые ожидания зрителей, и это может налагать определённые ограничения. В то время как короткий метр – это абсолютный полёт фанатазии, самый невероятный, самый безумный. Здесь есть возможность выразить то, что хочется, практически не ориентируясь ни на какие правила и ограничения.
FB VK OK Link
Многие привыкли думать, что хорошее кино — это всегда дорого. Согласны ли вы с этим? Какая из составляющих важнее: классная идея, сценарий, режиссура или же серьезный бюджет?
Абсолютно с этим не согласна. Я считаю, что хорошее кино – это, в первую очередь, идея и история, которая должна увлекать и трогать зрителя.
Однако, хорошая история – тоже не залог успеха. Потому что финальный результат во многом зависит от работы режиссёра и команды в целом. Мы знаем множество примеров того, как из замечательного сценария столь же замечательный фильм не получался.
Кино – это волшебство. Кино – это искусство. Огромное количество моментов должно совпасть, чтобы получилась та самая магия, которая в результате тронет сердца зрителей. И в большинстве случаев качество фильма никак напрямую не связано с количеством потраченных на него денег.
Насколько актуален сейчас формат короткометражного кино, и что можно сделать для того, чтобы еще сильнее его популяризировать в нашей стране?
Короткий метр становится популярным во всём мире, и Россия здесь не исключение. Людям нравится возможность узнать целую историю всего за 30-40 минут, успеть погрузиться в неё, пережить новые эмоции и при этом не сильно отвлечься от реальной жизни и своих привычных дел.
Я считаю, что сейчас как раз замечательно время для кино, оно становится массовым, у зрителей появляется доступ к большому количеству контента на цифровых платформах, где должен быть представлен и короткий метр, который, благодаря своему формату позволяет смотреть кино в дороге и во время путешествий.
Фото: Сергей Аутраш
Макияж: Анастасия Луговская
Продюсер: Анастасия Фридман